Поликультурное воспитание




Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста



Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Социализация дошкольника – важнейший механизм неформального образования. Семья выполняет важную социально – культурную функцию.
Поликультурное воспитание в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.
Актуальность объясняется тем, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряжённости в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространения терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей.

В этой ситуации особенно остра проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.
Закон РФ «Об образовании» поставил перед педагогами задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания.
Наш коллектив пришёл к выводу, что поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно - воспитательный процесс ДОУ.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляется в трёх направлениях:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства.
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трёх направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами, как воспитателями используются разнообразные средства:
  •  Общение с представителями разных национальностей;
  •  Устное народное творчество;
  •  Художественная литература;
  •  Игра, народная игрушка и национальная кукла;
  •  Декоративно-прикладное искусство, живопись;
  •  Музыка;
  •  Этнические мини - музеи;
  •  Национальные кушанья.
  •  Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
  •  Осуществление единства воспитательного воздействия се-мьи и ДОУ на дошкольников;
  •  Формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
  •  Развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.



Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультур-ному воспитанию следующие:

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они её оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционно в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:

1. Выпуск семейных газет (новая страничка ежедневно).
2. Проектная деятельность.
3. Использование семейных фотоальбомов в режимных про-цессах.
4. Выставки совместных поделок.
5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп.
6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.


Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.

С большой любовью и интересом педагоги совместно с родителями организуют выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.д. В нашем детском саду мы проводили фоторепортажи на следующие темы: «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Я и моя мама», «Красота родной земли» и др. Так мы связываем жизнь и их семей с общественной жизнью страны.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворённости. Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Поликультурное воспитание мы начинаем с младшего дошкольного возраста с прикосновения к истории своей семьи, которая является хранительницей национальных традиций. Это вызывает сильные личные эмоции у каждого ребёнка. Мы бережно относимся к особенностям семейных традиций, приобщаем детей к истории и культуре своего края, воспитываем толерантное отношение к людям, любовь к родному городу, Родине.
Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов нашего края возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.



************************************************************************************************************


План поликультурного воспитания в старшей группе детского сада

Перспективное планирование по поликультурному воспитанию в старшей группе.
Сентябрь.
1. Что летом родится, зимой пригодится. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете.
2. Петрушка на осенинах. Традиции народных осенних праздников, рубка капусты, демонстрация народных ремесел. Осенние народные игры разных стран.
3. Приключение Маши в сказочной стране. На материале русских народных игр, сказок, загадок.
4. Традиционная игрушка. История игрушки из различных материалов. История Матрешки, Богородской и Дымковской игрушки.
5. Русский пряник. Виды пряников. Легенда о Тульском прянике.
Октябрь.
1. Гуляй, да присматривайся. Рассказ об осенних месяцах, народных приметах.Игра «С какого дерева лист? »
2. Вершки да корешки. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».
3. Октябрь пахнет капустой. Беседа об октябрьских явлениях природы.
4. Хлеб –всему голова. Беседа-«Откуда хлеб пришел? »
5. Народный костюм. Рассказ и презентация на тему «Какую одежду носили наши прабабушки и прадедушки».
Ноябрь.
1. Знаешь ли ты сказки? Литературная викторина по русским народным сказкам.
2. Гончарные мастеровые.Рассказ о гончарном промысле. Просмотр презентаций. Экскурсия в музей народной игрушки.
3. Традиционная кукла. Мастер-класс. Изготовление куклы Зерновушки.
4. Дикие животные наших лесов. Беседа о диких животных с использованием загадок.
5. Уральская роспись. История росписи. Мастер- класс по росписи прялки.
Декабрь.
1. Здравствуй, Зимушка-зима! Беседа об особенностях декабря с использованием пословиц и поговорок.
2. Сине- голубая гжель. Мастер-класс по росписи тарелочки.
3. Новый год, Рождество – история празднования в разных странах мира. Народные традиции.
4. Проказы старухи зимы. Конкурс загадок о зиме.
5. Хороший город Городец! Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.
Январь.
1. С Новым годом со всем родом! Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.
2. Пришла коляда – отворяй ворота. Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Презнтации.
3. Мезенская роспись. Презентация. Мастер-класс по росписи деревянной досочки.
4. Гуляй, да присматривайся. Беседа о характерных особенностях января.
Февраль.
1. Знакомство со сказами П. П. Бажова. Серебренное копытце. Каменный цветок.
Просмотр мультфильмов.
2. Городецкая роспись. Продолжение рассказа о городецкой росписи.
3. Масленница. Традиции народного праздника.
4. Сказка для домовенка Кузи. Самостоятельное рассказывание.
5. Золотая Хохлома. История росписи. Мастер- класс по росписи деревянной ложки.
Март.
1. Нет милее дружка, чем родимая матушка. Беседа о маме. Изготовление подарка по желанию детей.
2. Ой, ты Масленица.Пение обрядовых песен.
3.8 Марта. Русская красавица – что такое красота? Пословицы и поговорки.
4. Цветочные узоры Полхов- Майдана. Мастер- класс. Роспись магнита Матрешка.
5. Гуляй, да присматривайся. Беседа о характерных признаках начала весны.
Апрель.
1. Древняя писанка. История росписи. Мастер- класс изготовления пасхального яйца.
2. Весна, весна, поди сюда! Пение и разучивание народных закличек о весне.
3. Шутку шутить – людей насмешить. Знакомство с потешным фольклором разных народностей и стран.
4. Всреча весны. Праздник прилета первых птиц. Изготовление народных игрушек русского, белорусского, украинского народов.
5. Пасха красная- традиции праздника. Символика яйца, рассказ о писанке- древний способ расписывания яиц, изготовление пасхальной открытки.
Май.
1. Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний. Пение частушек.
2. Весна красна цветами. Повторение пословиц, песенок, закличек о весне.
3. Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».
4. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. Способы глажения белья на Руси.
5. Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок.


************************************************************************************************************************
























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Знакомство с временами года

Зима