Ознакомление
родителей с особенностями построения
образовательного процесса на первой
ступени дошкольного образования
в
соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Цель: знакомство
родителей с особенностями построения
образовательного процесса на первой
ступени дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
- дать представление о том, что такое ФГОС;
- в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
- показать родителям презентацию преимущества.
Уважаемые
родители!!!
Сегодня
мы с вами поговорим о программе
внедрение ФГОС в ДОУ
Что
такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он
отличается ФГТ от ФГОС? И почему его
называют « Стандарт второго поколения»?
В
отличие от других стандартов, ФГОС
дошкольного образования не является
основой оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности
и подготовки обучающихся. Освоение
образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
Стандарт
направлен на достижение следующих
целей:
- 1)повышение социального статуса дошкольного образования;
- 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Зачем
нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт
для ДОУ - это требование нового закона
об образовании, в котором дошкольное
образование признано уровнем общего
образования. До сегодняшнего дня
действовали Федеральные государственные
требования (ФГТ) к дошкольному образованию,
которые состояли из двух частей:
требований к структуре основной
образовательной программы дошкольного
образования и требований к условиям её
реализации. В стандарте появятся
требования к результатам, но это не
означает, что выпускникам детских садов
придётся сдавать экзамены! Никакой
итоговой аттестации не будет, это норма
закона. При этом с помощью мониторинговых
исследований на разных этапах можно и
нужно будет фиксировать уровень развития
ребёнка, чтобы педагоги дошкольных
учреждений, родители понимали, над чем
работать дальше. Внимание к стандарту
будет, более пристальным, потому что
дошкольное детство - это тот период
жизни ребёнка, когда семья проявляет к
нему максимальный интерес.
ФГОС
включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Программа
Образовательная
деятельность- 60%.
Дополнительная
деятельность -40%.
Что
нового ожидает дошкольное образование
в ближайшем будущем?
Во-первых,дошкольное
образовательное учреждение из "камеры
хранения" ребенка реально превращается
в образовательную организацию, в которой
реализация основной образовательной
программы дошкольного образования
сопровождается осуществлением присмотра
и ухода за воспитанниками, включая
организацию их питания и режима дня.
Во-вторых,все
дети предшкольного возраста должны
быть обеспечены возможностью получения
дошкольного образования.
В-третьих,
плата с родителей (законных представителей)
взимается за присмотр и уход за ребенком.
Образовательная программа предоставляется
бесплатно.
Отличие
принципиально видно. В основе лежит
деятельностный подход, ребёнок узнаёт
мир через деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-
должна стать основой обучения ребёнка
т.е. уйти от монологической речи
воспитателя и прийти к тому, что ребёнок
станет самостоятельным. Другими словами
добывает знания себе сам.
Воспитатель
лишь сопровождает ребёнка и на первом
занятии (образовательная деятельность).
Дошкольник должен почувствовать себя
хозяином в том, что может ответить, когда
ответь, как ответить. Иными словами,
нет скованности. Мы не загоняем в
определённые рамки, даём высказывать
всем.
Это
не означает, что мы не занимаемся. Мы
воспитатели занимаемся развитием
ребёнка, знаем его все физиологические
особенности, но не требуйте, чтобы
ребёнок читал и писал. Всему этому их
научат в школе.
Новый
документ ставит во главу угла индивидуальный
подход к ребенку и игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного
детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Факт повышения роли игры
как ведущего вида деятельности дошкольника
и отведение ей главенствующего места,
безусловно, положителен.
Необходимость
отказаться от учебно-дисциплинарной
модели образовательного процесса –
отказ от специально организованной
деятельности уже давно назрела. Ведущими
видами детской деятельности станут:
игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить,
что каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы
с детьми.
Содержание
основной программы включает совокупность
образовательных областей, которые
обеспечат разностороннее развитие
детей с учетом их возраста
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательно развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Образовательные
области введены для поддержания баланса
между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени
должны быть представлены в образовательной
программе дошкольного образования.
Целевые
ориентиры дошкольного образования:
- Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
- Любознательность;
- Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
- Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
- Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Развитая крупная и мелкая моторика;
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если
говорить о принципиально новом в
содержании дошкольного образования,
то это обязательность его соответствия
заявленным в ФГОС принципам:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Документ
ориентирует на взаимодействие с
родителями:
родители должны участвовать в реализации
программы, в создании условий для
полноценного и своевременного развития
ребенка в дошкольном возрасте, чтобы
не упустить важнейший период в развитии
его личности. Родители должны быть
активными участниками образовательного
процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность
в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
- И
что еще очень важно, основная программа
дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными
программами начального образования,
чего не было ранее.
В
результате принимаемых мер должна
измениться организационно-правовая
форма дошкольных учреждений, создан
сектор автономных некоммерческих
организаций. Планируется, что будут
развиваться частные дошкольные
организации. Внедрение нормативно -
подушевого механизма оплаты услуг
предоставит родителям возможность
выбора между муниципальными и частными
учреждениями и организациями, оказывающими
услуги дошкольного образования.
Стимулирование конкуренции в дошкольном
образовании и введение системы
муниципального заказа на услуги
дошкольного образования выведет на
первый план качество образовательной
услуги, которое напрямую будет зависеть
от понимания каждым детским садом своего
места в системе непрерывного образования.
Требования
к развивающей предметно-пространственной
среде:
- Содержательная насыщенность
- Содержательная насыщенность
-
Трансформируемость
-
Полифункциональность
-
Вариативность
-
Доступность
-
Безопасность
Требования
к финансовым условиям
Финансирование
в объеме не ниже определяемых органами
государственной власти субъектов РФ
нормативов:
-
расходы на оплату труда
-
расходы на средства обучения и
воспитания(учебное издание, дидактические,
аудио и видео материалы, спец одежды,
игр и игрушек, спортивное, оздоровительное
оборудование, услуги связи в т.ч. интернет)
-
расходы связанные с дополнительным
профессиональным образованием руководящих
и педагогических работников.
Перспектива
реформирования дошкольного образования
вселяет надежду на качественные изменения
в данной сфере. Делается попытка
преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания»
в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и
неотъемлемую ступень общего образования.
Это означает фактическое признание
того, что ребенок дошкольного возраста
нуждается не только в опеке и уходе, но
и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким
образом,
новые стратегические ориентиры в
развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых,
система дошкольного образования должна
развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, которые
обнародованы в этом приказе. Во-вторых,
в приказе много положительного:
- Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
- Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
- Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
- Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
- Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
- Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий